В скором времени водители из России и Беларуси смогут получить единый полис ОСАГО. Соответствующая концепция закона уже одобрена депутатами. Разберемся, каким образом будет осуществляться интеграция, а также как нововведение отразится на автомобилистах.
Когда появится общий ОСАГО?
Союзное государство одобрило проект о необходимости принятия закона, согласно которому будет создана автомобильная страховка ОСАГО, в равной степени действующая как на территории Беларуси, так и России. В ближайших планах подготовка законопроекта до конца 2022 года и его внесение на парламентское рассмотрение. После этого к середине 2023 года планируется добавление всех необходимых поправок в национальные законодательства Российской Федерации и Беларуси с последующим введением общего документа.
Как будет осуществляться внедрение общей автомобильной страховки?
Согласно принятой законодательной концепции такой полис будет вводиться в два этапа.
Сначала будет предложен национальный договор ОСАГО с возможностью расширением на РБ/РФ по выбору водителя. То есть на первом этапе в обеих странах будет предлагаться документ двух видов:
- действующий в той стране, где он был оформлен;
- действующий на территории соседнего государства независимо от того, где осуществлялась процедура оформления и последующее получение.
Предполагается, что порядок оформления документации и ценообразование будут определяться нормативно-правовыми актами того государства, в котором будет выпущен страховой договор. Одновременно с этим урегулирование требований потерпевших и страховые лимиты будет регулироваться законами там, где произошла авария.
Хотя на данной стадии потребуются небольшие поправки в национальных законах, для полноценного перехода к единому варианту полиса потребуется несколько лет. Процесс включает в себя:
- унификацию законодательства обеих стран в области страхования авто;
- обновление нормативно-правовой базы и детальный анализ на возможность её реализации.
Многие эксперты уже успели высказать претензии касательно коэффициента мощности двигателя транспортного средства и территориального коэффициента, которые учитываются при подсчете стоимости. В отличие от страховой истории и водительского стажа, данные показатели никак не связаны с аварийностью и не способны на неё повлиять. Автомобилисты только выиграют, если данные коэффициенты будут исключены при расчете стоимости в процессе унификации законодательства в сфере автомобильного страхования.
Стоимость единого полиса и польза для автомобилистов обеих стран
Стоимость нового варианта автомобильного страхования для белорусских и российских водителей будет одинаковой. В Беларуси сейчас данная страховка обходится дешевле, а потому если в едином законодательстве возьмут за основу российские правила ценообразования, это наверняка станет неприятным сюрпризом для белорусских автомобилистов. Общий договор позволит водителям обеих государств сэкономить, так как отпадет необходимость в дополнительном оформлении страховки «Зеленая карта» при посещении соседней страны.