В силу вступили новые тарифы ОСАГО транспортных средств. Банк России сообщил, что они будут действительными с сентября 2022 года. Интервал тарифов расширится. Это позволит страховщикам назначать более высокие тарифы водителям с рискованным вождением и более низкие — аккуратным.
Новый коридор цен
Изменения в тарифных расценках охватывают все категории авто. Среди основных корректировок:
— интервал базовых расценок для большей части категорий автомобилистов расширен на 26% вниз и вверх;
— для легковых автомобилей страховщикам разрешается устанавливать базовые тарифы в границах 1646-7535 рублей;
— коридор для общественных транспортных средств расширяется на 17,80% вверх и вниз.
Скорректированы также территориальные коэффициенты.
ЦБ объяснил необходимость корректировок подорожанием запасных частей. После расширения границ расценок страховщики получат возможность предлагать автовладельцам с минимальными рисками более выгодные условия. ЦБ полагает, что расширение коридора позволит сдержать цены на ОСАГО.
Ожидать ли снижения цен?
До изменений ставка базовых тарифов варьировалась в пределах 2,2-5,9 тыс. рублей. При расчете стоимости страховки она умножается на ряд коэффициентов (возрастной, территориальный и т. д.). Исходя из статистики данных о выплатах в регионах, была проведена корректировка территориальных коэффициентов. Так, в Махачкале он составил 0,96 вместо 0,90, Чечне, Севастополе, Назрани — 0,82 против прежних 0,70.
Газета «Коммерсант» приводит примеры расчетов:
1. Тридцатилетний москвич имеет автомобиль в 150 л.с. и десятилетний опыт вождения без аварий. При внесении в полис одного водителя стоимость ОСАГО будет достигать 1850-8470 рублей вместо 2500-6720.
2. Для начинающего автомобилиста-москвича 18 лет интервал ставок составит 11,00-50,40 тыс. руб. вместо 14,80-40,00 тыс.
3. Опытный водитель 41-49 лет имеет стаж вождения 13 лет, но часто попадает в ДТП. Диапазон для него расширится до 14,70-67,70 тыс. вместо 19,90-53,70 тыс. рублей.
Страховщики полагают, что уменьшение стоимости полиса после корректировок маловероятно.
Директор союза автостраховщиков Уфимцев заявил, что показатели роста премии меньше значений инфляции и размера выплат. Например, годовая инфляция в июле — 15,1%. Стоимость полиса за семь месяцев увеличилась на 10%, средняя выплата в ОСАГО — на 19%. Причину этого Уфимцев объяснил борьбой страховщиков за безубыточных автомобилистов. По его расчетам, стоимость ОСАГО в зависимости от уровня аварийности автовладельца может отличаться в несколько раз.
Откажутся ли водители от ОСАГО?!
Согласно заявлению Антона Шапарина, одного из руководителей Национального союза автомобилистов, 30-40% автомобилей к началу следующего года окажутся без полиса. Вызвано это будет изменением тарифных расценок. Однако представители Российского союза автостраховщиков сообщили, что массового отказа от полисов не ожидается. Страховщики пояснили, что увеличение тарифов коснется высокоаварийных автовладельцев. Основная же часть российских водителей показывает аварийность низкого уровня.
По данным союза, число автомобилистов без полиса на дорогах достигает 6 млн. Их количество остается на этом уровне уже несколько лет. По информации союза, максимальные скидки за езду без аварий во втором квартале этого года получили 4 млн человек, т. е. 32% водителей. Всего скидку за безаварийность имеют 93% автовладельцев. За аварийную езду максимальная надбавка была у 815 человек (0,01%).
С сентября действуют также другие методы расчета выплат. Оригинальные детали на рынке могут отсутствовать. По этой причине в справочниках, применяемых для подсчета стоимости ремонта, будут приводиться цены аналогов.