В 2021 году при наступлении страхового случая ремонт на СТО вместо денег выбирали 9% автовладельцев. По итогам прошлого года возмещение в виде ремонта по ОСАГО получили всего 5%. Такие данные предоставляет Центробанк.
Снижение количества восстановлений авто по направлению страховых возникло по причине дефицита запчастей на рынке, что повлекло за собой увеличение срока ремонта авто. Помимо прочего, стоимость запчастей в 2022 году выросла на 30%, а по отдельным наименованиям и брендам на 60-80%. При таком положении дел РСА (Российский союз автостраховщиков) не успевает реагировать на изменения рынка, обновлять справочники комплектующих, необходимые для расчета цены ремонта. Как быть, если водитель не соглашается на получение денег? Как долго ждать ремонта на СТО? В 2023 году эксперты и страховщики предлагают разные варианты решения этой проблемы.
Страховые компании не укладываются в 30 дней
Закон об ОСАГО говорит о том, что у пострадавших в ДТП есть два варианта на выбор: настаивать на ремонте или согласиться на денежную выплату. В первом случае у страховщика есть месяц на исполнение обязательств. В случае задержки процесса страховщик обязан выплатить пострадавшему неустойку в размере 0,5% от суммы ремонта. Достаточно часто проблемы с выполнением своих обязательств страховые решают путем денежных выплат без предупреждения пострадавшего. Некоторые водители соглашаются с такой ситуацией, лишь бы не вступать в споры.
К концу прошлого года наметился устойчивый тренд: постоянное снижение количества страховых случаев с восстановительным ремонтом. В текущем году процент ремонта от страховой сошел практически к нулю.
Основными причинами задержек является отсутствие новых автозапчастей на российском рынке, невозможность их закупки. Такое положение дел сформировалось в результате ухода с рынка иностранных автопроизводителей и введенных санкционных ограничений. Аналогов оригинальных деталей практически нет, а параллельный импорт обеспечивает ввоз комплектующих в срок, превышающий 30 дней. Страховые, не желающие нарушать закон, стараются найти б/у запчасти, чтобы справиться своевременно. В свою очередь РСА предлагает увеличить срок ремонта вдвое. Центробанк выступает против всех идей, объясняя это тем, что продолжительный срок ремонта приводит к невозможности эксплуатации авто долгое время, а использование б/у запчастей снижает уровень безопасности на дороге.
Деньги или починка по ОСАГО: водитель может выбрать
Пока РСА и Центробанк пытаются между собой договориться, автовладельцы ищут альтернативы решения вопросов. Соглашаться ли на деньги? Вдруг фактическая стоимость самостоятельного ремонта выйдет дороже, чем сумма выплаты от страховщика? Генеральный директор «Совкомбанк Страхования», считает, что предпочтительной должна оставаться форма натурального возмещения. Соглашаться на выплату деньгами нужно только при отсутствии у страховой договора с СТО. К выплате денежного возмещения можно прийти по добровольному соглашению сторон. Нередки случаи, когда денег на полное возмещение ущерба с страховщика нет, а отремонтировать авто в срок по объективным причинам не получается. Тогда страховая пытается договориться с автовладельцем о продлении сроков.
Обратите внимание! Без согласия потерпевшего страховая не имеет права выплачивать пострадавшему возмещение. Выплата денег вместо ремонта разрешает автовладельцу требовать выплату через суд, причем, без учета износа. В такой ситуации страховщик обязан будет оплатить штраф и неустойку.
Оценивая нынешнее состояние рынка и свои возможности, страховщики ищут пути обхода системы, затягивая с выдачей акта о начале ремонтных работ. Автомобиль может простоять на СТО дополнительное время, которое не станет учитываться в 30-дневный срок. Автовладельцам рекомендуют настаивать на внесении в заявление даты отправки машины на станцию техобслуживания. С документа необходимо сделать копию и сохранить ее. Автовладельцам следует учитывать все за и против в сложившихся на рынке обстоятельствах и выбрать такой вариант ремонта авто, который не затянет процесс на неопределенное время и не потребует собственных средств на его восстановление автомобиля.